Казачество на Северном Кавказе: существование на грани противоречий
Казачество на территории Северного Кавказа, как и население одной великой державы Россия – это настоящая катастрофа. Эта катастрофа из-за разнопланового многостороннего явления, которое включает в себя демографическую, этнокультурную, межэтническую, экономическую и другие составляющие. Катастрофа началась ещё при советском режиме
Что такое казачество?
Это этнокультурная группа, которая вступила в русскую народность вместе со своей собственной культурой, особенными жизненными формами, мировоззренческими ценностями и установками не только мобилизационного, но и военного характера.
На Северном Кавказе казачество уже существовало в шестидесятых годах 19 столетия, оно объединило Кубанское и Терское казачество, которые объединились ещё до революции в «Войска». Сегодня «Терское казачье Войско» и «Кубанское казачье Войско», используют как понятие только разные казачьи организации, которые чаще всего являются прогосударственными.
Культура казачества
Ещё в советское время начали сглаживать этнокультурные особенности казачества, а потому в наше время казаки Северного Кавказа не имеют этнокультурных особенностей от общерусского населения. Во многих поселениях, даже в исторических, понятие «казак» ассоциируется с банальным членством современной организации, и часто имеет не только негативную, но и насмешливо-ироничную коннотацию.
Казачьей культуры сегодня нет. Интеллектуального потенциала у современного казачества тоже найти не удастся, а потому можно сказать, что у современного казачества есть такая черта, как воинствующий антиинтеллектуализм.
Осталось мало тех, которые смогут внятно изложить идеологические принципы всего казачьего движения или же грамотно сформулировать задачи и проблемы самого сообщества.
Казачество Северного Кавказа в регионах
В трехсотлетнем Дагестане казачество исчезает из-за происходящего цивилизационного вытеснения, где главный фактор исчезновения всего казачества – это непрямые притеснения, а сам конфликт цивилизаций: отсутствие нормальной жизни в иноконфессиональном, иноязычном и инокультурном окружении.
Полностью уничтоженным можно считать Чеченское казачество. В настоящих казачьих станицах, казаков сегодня единицы – старики. В Чечне зарегистрирована официальная государственная казачья организация, которую возглавляет атаман Черкашин. Всех эти казаков содержит Рамзан Кадыров, а они для него как декоративный элемент.
В Ингушетии до 1992 года проживало более 30 000 бравых казаков. На сегодняшний день там не осталось ни одного. У них даже нет декоративных казаков. В Ингушетии вообще запрещено произносить такое слово, как «казак».
Славянское казачество задавили структурой «Аланского казачества». Последнее было создано с целью официального оформления всех военных структур осетин, которые возникли при ингушско-осетинской войте ещё в 1992 году. Этим структурам были со временем подчинены все казачьи организации славянских казаков, у которых предки были этническими казаками. Так и получилось, что русскоязычное этническое казачество Северной Осетии было банально задавлено и не имело реального авторитета, а потому постепенно деградировало.
В наше время современное казачество уже никому ни чем угрожать не может. Эффективный контроль осуществляется при помощи атаманов-марионеток, которых полностью контролируют центральные власти и местная элита. Реальное сопротивление казачьего движения на Северном Кавказе происходит на уровне разобщённых и организационно дисперсных малых групп, у которых полностью отсутствует какая-либо общая идеология, и даже нет харизматичных лидеров.