Мифы народов северного Кавказа: ярчайший вклад в мировую культуру

29 Ноябрь 2013

Мифы народов северного Кавказа
Всем известна древнегреческая мифология, пестрящая обилием божеств и героев, некоторым из которых посчастливилось стать обитателями Олимпа, а кто-то вынужден бороться с вызовами судьбы на Земле. Не менее известна и римская мифология, которая, по своей сути, переименованная греческая, однако мало кто слышал о мифологии Северного Кавказа. Тем не менее, она существует. Более того, она богато персонажами и событиями, а потому не сильно уступает известнейшим мировым мифам и эпосам.

Заметка: хотите отлично провести время с друзьями? В таком случае возможно вас заинтересует баня на курской . Цены и сервис вас приятно удивят.

Мифология северокавказских народов имеет свои вариации, однако по большей части она одинакова, отличия существуют лишь в наименованиях божеств, героев и прочих персонажей. Сведений о временах кавказских мифов и легенд сохранилось не так много. Наиболее ярко представлена грузинская мифология, а потому, мифы народов Северного Кавказа можно рассматривать именно в аспекте грузинских мифов.

Ранняя мифология Грузинское божество Гмерти

Верховным божеством грузины считали Гмерти, который, согласно мифам, «посодействовал» созданию неба, земли, воды и т. д. Других представителей грузинской мифологии также создал Гмерти, повелевающий небом, громом и правосудием. Прослеживается определенное переплетение с древнегреческим Зевсом. Гмерти может появляться в разных обликах, однако главным образом верховного грузинского божества является бык.

Сыны Гмерти именуются Хвтисшвили, а ихним предводителем выступает Квириа, которого грузины очень почитали. В его честь устраивались разнообразные национальные праздники, игрища, которые, правда, мирными не были, поскольку Квириа приносились человеческие жертвы. Отголоски культа Квириа наблюдаются в некоторых районах западной Грузии.

Есть в грузинской мифологии и воинствующее божество. Его имя Иахсари, однако он отличается от традиционного представления бога войн, которые наблюдаются у греков и римлян. Иахсари является покровителем тех, кто нуждается в помощи. Также Иасхари ведет борьбу со злыми духами, которые репрезентируются у грузин в злых чудовищах, дэвах и пшав-хевсурах.
Помогал Иасхари в этой борьбе его брат Копала. В результате злые духи были повержены.

Это одна сторона мифологии, древнейшая, однако есть и другая сторона, навязанная правителями, которая тоже получила популярность и распространение по всему Северному Кавказу.

Мифология, навязанная правителями

Начиналось все с правителя Азона, который учредил в пределах своих правлений культ божеств Га и Гаци, фигурки которых правитель приказал водрузить на горе Армази. Данный культ отличался жестокостью, поскольку в жертву Га и Гаци приносили младенцев, принадлежащих к монаршей крови. Культ под стать правителю. Азон тоже отличался невероятной жестокостью.

В культе Га и Гаци некоторые усматривают нечто схожее с китайским «инь и янь», поскольку Гаци являлся символом мужского начала, а Га символизировала женское.

После Азона к власти пришел Фарнаваз, который не стал разрушать традиции предшественника, однако немного их модернизировал. На горе остались стоять Га и Гаци, но между ними Фарнаваз велел водрузить еще одного идола – Армази. Историки говорят, что имя божество – это производное от имени самого правителя и что таким образом он желал обожествить свою личность.

божество армянской мифологии АрамаздАрмази имел облик грозного война, которого «оснастили» большущим копьем, золотым шлемом и лучшими доспехами. Фарнаваз тоже учредили многие праздники в честь Армази, однако после смерти правителя умер и культ. Считается, что верховное божество армянской мифологии Арамазд тоже ведет свою историю от грузинского «война» Армази.

Были и такие божества, о которых сохранились сведения до наших дней. Это Пиркуши, которого, согласно мифологии, пленили злые духи-дэвы, он ковал для них доспехи и оружие, пока его не вызволил из этого плена Иахсари. Святилища, посвященные Пиркуши встречаются в Пшав-Хевсурете.

Есть у грузин и своя Афродита. Это красавица Мзетунахави, которая рождается, правда, не из морской пены, а из растений. В грузинской мифологии она околдована и тот, кто победит чары и вернет ей прежний облик, станет мужем златоволосой красавицы.

Герои грузинской мифологии

Не лишена грузинская мифология и повествований о героях, главных среди которых выступает Амирани, имя которого в различных вариациях упоминается во всех разновидностях мифологии народов Северного Кавказа.

История об Амирани начинается следующим образом. Однажды охотник Сулкалмахи услышал женские крики в пещере. Это была прекрасная Дали, богиня охоты, которая не могла родить. Она рассказала Сулкамахи, что зачала ребенка от охотника Дарджелани, но жена охотника, узнав обо всем, отрезала ей волосы, приносившие Дали силу. Тогда богиня охоты приказала Сулкалмахи разрезать ей живот ножом. Так на свет появился Амирани, сын богини Дали и простого охотника Дарджелани.

На плечах Амирани красовались земля и неба, а сам он был настолько огромен, что Земля с трудом носила его. Кроме того, половина тела героя была сделана из золота, поскольку он был сыном богини. Амирани совершил много подвигов, сражался с чудовищами, в том числе страшным Гвелешави, поглотившем героя, однако он убил чудовище изнутри. Амирани

Главным подвигом считается принесение огня людям, который олицетворяла дева Камара. Герой победил ее отца, повелителя погоды, обучил людей кузнечному делу, а потом восстал против власти самого Гмерти, но данный проступок ему просто так с рук не сошел. Амирани приковали к скале, а печень его грызёт огромный орел.

В мифе об Амирани четко просматриваются параллели с древнегреческим Прометеем.

Грузинская мифология необычайно разнообразная и интересная, с многочисленными наслоениями, некоторые из которых были созданы народом, а некоторые учреждены правителями страны. В ней просматриваются общие черты с остальными мифологиями мира, а именно: древнегреческой, древнеримской, китайской, однако она уникальна и отображает национальный колорит древнейшей Грузии. К сожалению, сведений о мифологии грузинского народа сохранилось не так много.

Видео: «Вейнахский эпос» — Музыкально-хореографическая постановка ансамбля народного танца «Ингушетия»

Оставить комментарий