Свадьба в Адыгее

14 Март 2015

Свадьба в АдыгееВсе чаще, чтобы погрузиться в атмосферу многовековых традиций молодежь Адыгеи выбирает свадебную церемонию национальной концепции. Это касается не только костюмов и оформления праздничного торжества, но и соблюдение обрядов, присущих этой народности. Такая тенденция свидетельствует вовсе не о моде, а о сохранении и передаче потомкам наследия небольшого, но морально богатого народа.

Четыре этапа свадьбы

Адыгейский свадьба – многоуровневый обряд, включающий в себя обязательные четыре этапа:

  • сватовство;
  • нысэще (привоз невесты);
  • нысэще джэгу (танцы в честь невесты);
  • нысэище (ввод невесты в дом).

  Адыгейское сватовство

Сватовство у этого народа именуется очень поэтично и переводится на русский язык, как «поиск души».  Конечно раньше данный поиск проходил в прямом смысле выражения, т.е. жених искал свою невесту, путешествуя по аулам и селениям. Сегодня же современная молодежь может познакомиться и найти «родственную душу» на учебе, в общественных местах или на различных мероприятиях.

Очень интересен тот факт, что потенциальной адыгейской невесте (по наступлению брачного возраста) выделялся отдельный дом или комната для встреч с женихом. Правда встречи должны были проходить обязательно в присутствии младшей сестры или подружки.

Далее начинается «рекламная кампания» жениха и его друзей, которые активно завоевывают внимание девушки, расхваливают жениха и агитируют ее выйти за него замуж. Жених же всячески старается угодить невесте подарками и сюрпризами.

И только когда девушка дает согласие на брак, наступает момент обмена залогом верности (иэуж) – это служит сигналом для начала подготовки к свадьбе: назначается дата, оповещаются знакомые и родственники, распределяются обязанности.

  Нысэщэ

В назначенный день свадьбы молодые гости (друзья и подруги жениха) едут забирать невесту из родительского дома. Очень важен транспорт, на котором перевозят новобрачную – это всегда самый дорогой вид транспорта, который есть в наличии. Если раньше это была самая дорогая карета в округе, то сейчас, как минимум, дорогая иномарка или лимузин.

Выводят невесту под обрядную песню, которую исполняют все присутствующие мужчины, жених идет за невестой, дорогу им преграждают, требуя калым (часто таких «остановок» может быть несколько по пути следования). Сопровождают молодую в новый дом мужчины (обычно родственники по отцовской линии), они же и следят в течение свадьбы, чтобы к невесте относились  должным уважительным образом.

Обязательно прохождение новобрачной по шелковой дорожке, которую осыпают зерном, деньгами и конфетами, но перед порогом она должна обязательно остановиться (!) и ни в коем случае не переступать порог, - жених вносит ее на руках (уже много веков)!

Если четко придерживаться правил традиционной адыгейской свадьбы, то после того, как невесту «внесли» в дом, ее заводят в специальную комнату, а гости осыпают ее «дарами» за право посмотреть на нее (после осыпания открывают накидку).  Жених же должен покинуть мероприятие и не попадаться взрослым на глаза (хотя на современных свадьбах он все чаще присутствует все время).

Очень важно проведение свадебной церемонии в домашней обстановке, а не в кафе или ресторане. Адыгейцы считают, что должное внимание человек получает три раза в жизни: при рождении, в день бракосочетания и в день смерти, и эти важные события должны происходить именно в доме.

  Нысэщэ джэгу

Танцы и песни в честь новобрачной, которые исполняет молодежь, приглашенная на свадьбу, обязательная часть традиционной свадьбы. Очень интересен тот факт, что именно в последнее время исторический танец и пение набирает все большей популярности, вытесняя современное диско.

Также восстановлены конкурсы на лучший наряд и исполнение танца на этом этапе свадьбы, что до недавнего времени было утрачено.

Роль своеобразного тамады выполняет «джегуако», у которого в руках  палочка фундука - символ власти, он и руководит свадебными обрядами.

Некоторые конкурсы и обряды, на этом этапе свадьбы, которые активно возрождаются:

  • На свадьбе не воруют невесту, однако воруют женщин, приглашенных со стороны жениха, и прячут их в (!) курятнике, а затем требуют за них выкуп.
  • В семьях, где жива еще бабушка жениха, исполняют обряд уговаривания бабушки остаться в доме. Бабушка игриво уходит из дома, оставляя его молодой хозяйке, а та уговаривает ее даря ей мешочек со сладостями, обещая сладкую жизнь.
  • Чтобы молодая хозяйка была расторопной, аккуратной и трудолюбивой, три девушки из полных (отец, мать, бабушка и дедушка) по очереди продевают в платок невесты трижды иглу с золотой нитью.
  • Обозначают холостяка. Неженатому мужчине старше 30, приглашенному на свадьбу на дом прикрепляют флаг, снять который он может только в случае женитьбы.
  • При завершении свадебной церемонии невесту выводят во двор, где ее выкупают (танцами) все родственники.
  • Конец свадьбы ознаменуется въездом во двор вооруженного всадника. Который выстрелом обозначает окончание праздника. Всаднику вручают ореховые дары (готовят родственники жениха): ореховый флаг или ореховую шапку. Сегодня всадника иногда заменяет водитель машины, которую резко заводят и беспрерывно сигналят.

  Нысэищэ

Свадебная церемония завершается этим обрядом, - вводом невесты в большой дом, когда невестку знакомят со свекровью и со старшими женщинами семьи.

До сих пор на адыгейской свадьбе не присутствуют родители невесты, при этом они получают крупную сумму денег (не калым), в знак уважения к роду, вырастившему новобрачную.

В этот же день родственники молодой привозят в новый дом ее вещи, их принимают с почестями за отдельно накрытым пышным столом, однако задерживаются они там не более, чем на два часа.

В былые времена, после свадьбы, невеста могла посетить родительский дом не ранее чем через год. За это время ей предстояло адаптироваться в новой семье, родить ребенка, стать полноправным ее членом, правда данную традицию сегодня редко соблюдают.

Оставить комментарий