«Пепел» в Чечне и межнациональная розня

09 Июль 2014

 

Чеченский кинематограф возрождается. В конце 2013 года съемки фильма под громким названием «Пепел» подошли к концу, и компания «Грозный-фильм» обнародовала некоторые кадры новой киноленты. Кадры весьма спорные — как с точки зрения закона, так и с позиций  современного российского законодательства.

В фильме отражен один из самых трагичных эпизодов в истории чеченского народа — депортация вайнахов в конце Великой Отечественной войны. Последний эпизод фильма, еще не увидевший свет, уже стал поводом для пересудов — в нем режиссер собирается продемонстрировать, как сотрудники народного комиссариата загоняют в здание детей, стариков и женщин, а затем сжигают заживо.

Искусство или экстремизм?

Причиной для депортации кавказцев в Казахстан и Сибирь стало дезертирство из Красной Армии и демонстрация симпатии гитлеровским войскам. В настоящее время все обвинения с кавказских народов сняты, поскольку общество в целом не может нести ответственность за проступки отдельных людей. Но некоторые чеченские исследователи этим не удовлетворились — по их мнению, представители НКВД самовольно расстреливали мирных жителей, не подлежавших депортации.

Если верить чеченским ученым, этот эпизод по своему размаху превосходит даже Катынский расстрел. Жители высокогорных сел на Кавказе не могли быть депортированы — просто не было подходящих дорог. И командир отряда НКВД М. Гвишиани просто сжег заживо несколько сотен человек на хуторе Хайбах.

Факты и вымысел

Первые показания о чудовищном преступлении дал Дзияудин Мальсагов — по его словам, он присутствовал при сожжении, но ничем не смог помешать казни. В момент развала Советского Союза, как по мановению волшебной палочки, появились и другие свидетели.

Разумеется, началось расследование. В Хайбахе были произведены раскопки и, действительно, останки там нашли. Правда, не нескольких сотен человек, а только шести. Показания свидетелей были на редкость противоречивы — так, например, Ахмед Мударов утверждал, что он тоже стал жертвой расправы. Его расстреляли, сломали челюсть и ударили штыком в спину, однако он выжил и сумел спастись. Из-за начала первой чеченской кампании расследование не было завершено. «Пепел» основывается на книге «Хайбах: следствие продолжается».

Эксперты и обычные интернет-пользователи высказывают самые разные мнения о картине, но большинство соглашается в том, что, если документальных свидетельств, признанных институтом истории РАН, недостаточно, фильм — всего лишь художественное разжигание национальной розни. И выпускать его на экраны — значит вбить клин в и без того непростые отношения чеченцев с остальной Россией.