Набеги, разбои, восстания в истории горцев Кавказа
В характере и жизни горцев Кавказа Царское правительство понимало постоянные причины восстаний горцев. На их территории горного Дагестана и Чечни, русскими строились крепости и укрепленные линии с поселениями казаков, при этом, местное население горцев постоянно привлекалось к строительству этих крепостей и дорог, на них были наложены обременительные подати и повинности, а армейские подразделения были расквартированы по аулам.
К территориям которые не подчинялись, русская армия использовала кровавые репрессии, которые порождали злобу, ненависть, и желание горцев дальше противостоять русским. Длительное время все восстания были временного характера, не имея под собой четкого идеологического характера. И только когда Гази-Мухаммед был провозглашен 1-м имамом в Чечне и Дагестане и сразу в 1828 году родилась идея объединения горцев на основе ислама под лозунгом священная война.
Причем, священная война не только против Российской империи, а так же против ханов Дагестана, которые служили русским. Те горцы, которые покорились России, так же считались неверными, и против них тоже был объявлена священная война. В 1834 года третьим имамом Дагестана и Чечни стал Шамиль. Собственно с его провозглашением окончательно воплотилась в жизнь идея о горском теократическом государстве имамате.
Шамиль предъявлял к горцам определенные требования, такие, например право (адат) заменить на мусульманское (шариат), участие в газавате (священная война ) обязательно для всех. Было запрещено ведение торговли с русскими, а так же с теми племенами, которые находились под их властью, производство вина и табака, организация танцев, музыка, ношение роскошной одежды. Без тени сомнения непокорные горцы были казнены Шамилем, аулы протестующих были разорены.
Территория имамата пролегала с Севера, Запада, Востока и была на границе трех рек, а лизгинская граничная линия была на юге. Территория включала южную часть Чечни, северные районы гористого Дагестана (без Кумыкии) и разделялась на наибства, которых всегда было не меньше семнадцати. Во главе наибства были, соответственно, наибы. Экономическая основа имамата была «казна шариата». Сборы в нее шли с народа, с земель; с доходов земель, которые были во владении мечетей, с движимого и недвижимого имущества, с тех лиц после смерти которых не было наследников.
Важным источником пополнения казны являлась военная добыча. История горцев Кавказа, особенно, если говорить о военной системе, отводит большую роль мюридам привилегированному классу лиц, которые дали обет, следовать имаму во всем. В отношениях с кяфирами (неверные), Шамиль был очень жестким и правоверных принуждал к строгиим ограничениям.
Не разрешалось иметь с неверными ничего общего, даже подавать им руку, каралось наказанием. Неверных было необходимо избегать и презирать. В том случае, если горцы брали неверного в плен, а тот отказывался от обращения в ислам, его нужно было казнить или обратить в рабство.
В корне неверным будет сказать, что Кавказская война носила религиозный характер. Православно-христианская Россия не заявляла о своем непочтительном отношении к исламу, к тому же русские были заинтересованы в том, чтобы упрочнять и укреплять его.
Россия в войне за Кавказ
Такие территории, как Татария, Башкирия, Крым и Оренбургский край имели два духовных управления, главой которых считался муфтий. У них были свои канцелярии, штатные муллы, кадии и эфендии. История горцев Кавказа дает нам понять, что причиной падения имамамского правления, по большей части, являлись не военные успехи русских, которые, конечно же, имели место, а деспотизм Шамиля, порой доходивший до бессмысленных деяний.
Горцы слишком свободолюбивый народ, чтобы терпеть его управление с помощью частых жестоких наказаний, казней. К тому же, горцы были не довольны слишком активным применением шариатских норм и законов, в их повседневную жизнь. Были недовольны и наибским правлением, так как последние прибегали к разорению богатых жителей, казням, без присутствия на то причины, с целью наживы на их имуществе. Наибы даже лошадьми не пренебрегали. Они забирали у горцев оружие, по своему желанию выдавали замуж горских дочерей, опять же, с целью обогатиться. Конечно же, действия эти были от имени имама.
Но исламское духовенство не устраивало то, что должность имама, которую раньше занимали путем выборов, будет унаследована Гази-Мухаммедом самым старшим сыном Шамиля. Ко всему прочему, Шамиль действительно многие шариатские положения трактовал по-своему. Русское командование, конечно же, воспользовалось сложившейся ситуацией, так как стало ясно, что одними только военными способами горцы не будут поражены.
Конец Кавказской войны
Широкое применение носила тактика подкупа, подати и прочие обязательства для мирного населения уменьшались. Это делалось для того, чтобы горцы увидели желание России обеспечить лучшее существование. Все эти мероприятия, в истории горцев Кавказа, привели к пленению Шамиля русской армией в августе 1859 года в горном ауле Гуниб.
Три месяца спустя сдался в плен и Мухаммед-Амин, являвшийся лидером адыгского движения. После того, как было занято урочище Кбаада в мае 1864 года, подошла к концу Кавказская война.