Как возник миф о Прометее?
В трагедии Эсхила прикованный Прометей отбывает своё наказание не где-нибудь, а в горах Кавказа. Об этом же говорится и у Гесиода. Античные авторы весьма подробно описывали местность, послужившую пристанищем для наказанного божества, и рассказывали, что в тех местах проживают скифы и сарматы. При этом, казалось бы, оригинальная древнегреческая мифология ничего не говорит о «кавказском пленении» божества.
И всё-таки выходит, что не только бурная фантазия античных поэтов перенесла место действия мифа о Прометее с Олимпа на Кавказ (и значит, описанная в первой статье теория «абинского Носовского» имеет рациональное зерно). Повсеместно у кавказских народов встречаются мифы и легенды, посвящённые божествам и героям, прикованным верховным божеством или христианским/мусульманским богом к вершине горы или в глубине горной пещеры. У кабардинцев это старик-великан, сидящий на круглом камне на самой вершине Эльбруса и прикованный цепями к горе. Причина его наказания – выступление против верховного бога Тха, перед которым он возгордился. У великана горящие глаза и длинная борода. Время от времени он просыпается и спрашивает сторожей, растёт ли на земле камыш и родятся ли ягнята, и когда они отвечают утвердительно, он приходит в бешенство, мечется и тщетно рвёт на себе оковы, и тогда случаются землетрясения, гром и молния. Ведь знает он, что будет томиться до тех пор, пока растёт камыш и родятся ягнята.
Схожие мифы существуют, например, у осетин. В одном из рассказов на это накладывается классический сказочный сюжет по типу «принеси мне то-то из дома, не оглядываясь назад»: некий охотник должен таким образом освободить прикованного в пещере Амирана, великого богатыря, а взамен тот обещает сделать охотника могучим воином. Охотник в последний момент оглядывается, и медная дверь в пещеру запирается навеки.