История Ислама на северном Кавказе

02 Декабрь 2013

Появление Ислама на Северном КавказеЭта статья написана специально для того, чтобы люди знали, как появился Ислам на Кавказе. В частности сама история ислама на северном Кавказе.

Ислам начал распространяться по территории Российской Федерации именно с Северного Кавказа. В 642 году арабские мусульмане прошли по территории Азербайджана в Дагестан. До сих пор полной исламизации на Северном Кавказе так и не произошло.

Появление Ислама на Северном Кавказе

Если окунуться в историю появления этой монотеистической религии на территории Северного Кавказа, то она была привнесена извне, а потому совершенно не имеет там своих корней. В том региона Ислам насаждали при помощи арабов, монголов, персов и турков.

Что способствовало распространению ислама?

Тому было много причин:

  1. Простота общения;
  2. Новообращенный мусульмане освобождались от налогов (их накладывали арабы на селения, которые завоевывали);
  3. Освобождение от поземельной и подушной подати.История Ислама на северном Кавказе

Понадобилось совсем немного времени, чтобы арабы развернули настоящую миссионерскую деятельность. В восточной части Северного Кавказа исламизация шла с юга, по направлению на север. В конечном результате, проживающие на той территории этносы постепенно приобщались к исламу:

- VII-Х век – табасараны, лезгины и рутульцы;

- XI-XIII век – лакцы и агулы;

- конец XIV века – даргинцы, ногайцы и ещё несколько иных этносов;

- XIII-XV – аварцы и кумыки;

- конец XV  андо-цезские народы и чеченцы-акинцы.

Существует несколько взаимоисключающих мнений по поводу того, как распространялся ислам между вайнахскими народами (ингушами и чеченцами).

  1. VII век. В том периоде арабы ознакамливали их с исламом.
  2.  XVI  век. Добровольный переход чеченских тейпов, которые обосновались в долинах возле рек Сунжи, Сулака и Аксая.

Влияние ислама по территории Ингушетии и Чечни возрастало практически мирно, ведь постепенно он приспосабливался к местным обрядам, традициям, нормам адата, а также социальному устройству свободных сообществ, в которых вся общественная жизнь была в пределах городской демократии.

 учения Кунта-хаджи КишиеваВлияние ислама стремительно выросло при Шамиле, но в Ингушетии он утвердился только благодаря учениям Кунта-хаджи Кишиева, который проповедовал в третьей декаде девятнадцатого века суннитский суфизм шафиитского толка в виде тарика-та кадирийя.

Не существует единой точки зрения касательно исламизации центральной части Северного Кавказа, где проживали тюркские народы (балканцы и карачаецы). Но известно точно, что это происходило в XVII-XVIII веках. Совсем недавно начали появляться материалы, в которых фиксация ислама в Балкарии и Карачае начинается с XV  века и заканчивается VIII-IХ веками.

В западной и центральной части Северного Кавказа исламизация происходила под 100% влиянием Турции. В конце XV  века турецкое проникновение было осуществлено в приморские районы северной части Кавказа, а вот вглубь оно вошло только в начале XVI  века. Середина XVI  века – начало исламизации народов, проживающих в северной и западной части Кавказа, с участием крымских ханов.

Длительный период мусульманское духовенство не являлось авторитетным среди местного населения. Кадии и муллы являлись выходцами из Турции и Крыма. Она насаждали чуждые обычаи и нравы среди горцев. Приспосабливали свою деятельность к адатам (местным).

Но адыгские народы не стали ортодоксальными мусульманами, в отличие от народов, проживающих на территории Северного Кавказа. Ислам, как религия, у адыгов и в наше время занимает положение, подчинённое обычному праву.

На Северном Кавказе уже в начале девятнадцатого века были у ислама достаточно прочные позиции, а вот мусульманское духовенство являлось серьёзной идеологической и политической силой. В то время в Чечне насчитывалось 300 мечетей, в Кабарде около 100, а в Дагестане более полутора тысяч. В 1785 году началось активное военное сопротивление российской экспансии одним чеченцем – Ушурмой, который более известен под именем Мансура. Он боролся против России под религиозным лозунгом. Все больше горцем становилось мусульманами под жестким влиянием Мансура. Часто он разрушал селения и убивал их жителей с целью нарастания темпа исламизации.История Ислама

1818-1864 годы. Кавказская война. Усиливается роль общественной и политической жизни всех северокавказских народов. Воины дагестанских вождей Гамзатбека, Гази-Магомеда и с 1834 года Шамиля воевали под зелёным знаменем ислама, они вели священную войну газават (или джихад). Исторические события, связанные с кавказским газаватом, а также практические применения предписаний в Коране о войне с неверными людьми (русскими и мусульманами, которые им покорились), может быть наглядным примером того, как используя религиозную идеологию можно подчинить себе народные массы.

На северном Кавказе военные действия длились не один десяток лет. Завершились они только в 1864 году, но это не означает, что сразу возникло полное примирение. Начался вынужденный исход в Османскую империю сотен тысяч людей. Турция полностью поощряла миграцию мусульман и даже отправляла «миссионеров» на Северный Кавказ, которые должны были призывать местное население покидать «мир неверия» и переселяться в «мир ислама».

После появления русской государственности на Северном Кавказе, практически завершились межродовые и межплеменные распи, также стала запрещённой работорговля и рабовладение. Отменили смертную казнь и ввели местное и городское самоуправление и выбор судей.

Что касается повседневной жизни мусульман, то она практически не изменилась. Сохранилась традиционная система образования (медресе и мектебы), также поощрялось открытие новых духовных школ для мусульман. Всего на Кавказе их было около двух тысяч. Тогда Россия в этом опережала даже мусульманские страны за рубежом. В 1917 году издавалась мусульманская литература даже на русском языке, и вырастало количество мечетей.

Середина 20-х годов. Противостояние власти и ислама. В те годы ислам служил идейным знаменем вооруженной оппозиции советской власти на территории Кавказа.

В конце двадцатых годов начался процесс по прекращению религиозного образования на Северном Кавказе. В тридцатые годы закрыли практически все мечети, и уничтожалась вся литература. После длительных репрессий с 30-х годах уже не было ни одной мечети в Адыгее и Кабардино-Балкарии.

Северокавказскому исламу удалось устоять даже в годы Великой Отечественной войны!

Сегодня наблюдается политизация и радикализация ислама, что проявилось в очень жесткой борьбе на Северном Кавказе салафийи и традиционализма.

Видео: История распространения Ислама в мире

Оставить комментарий